Нередки случаи, когда автомобиль попадает в яму и ему наносятся серьезные повреждения, либо - когда происходит ДТП по причине неправильно установленных знаков дорожного движения. Кого же следует винить в произошедшем, и кто будет компенсировать причиненный ущерб?


В соответствии со ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

По общему правилу, согласно ст. 15 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» данным лицом является:

1. Применительно к дорогам федерального значения – Росавтодор, либо государственная компания «Российские автомобильные дороги».
2. Применительно к дорогам регионального значения – соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ (для Санкт-Петербурга это Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, для Ленинградской области это Комитет по дорожному хозяйству)
3. Применительно к дорогам муниципального значения – соответствующий орган местного самоуправления
4. Применительно к дорогам находящимся в частной собственности – собственник дороги.

Однако на практике, данные лица заключают договора с обслуживающими организациями, с полным переходом ответственности к таким организациям.
Наиболее простым способом узнать каким статусом обладает дорога, на которой произошло происшествие, а так же какая конкретно организация занимается обслуживанием данного участка в Северо-Западном федеральном округе можно обратившись в ФКУ «Севзапуправтодор» посредством телефонного звонка, направления запроса по почте, либо через форму обратной связи на официальном сайте организации.

Схема действий по данной категории дел абсолютно аналогична схеме действий при любом ДТП. Незамедлительно после происшествия необходимо заявить в органы полиции, после их приезда на место совершения проконтролировать, что бы все необходимые документы были составлены (протокол, схема и т.д.). Дело об административном правонарушении, вероятнее всего, закончится прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Здесь главное - чтобы в постановлении были отражены необходимые сведения, а именно то, что причиной произошедшего ДТП явилась яма на дороге, неправильно установленный знак дорожного движения и т.д.

Сразу же рекомендуется обратиться за услугами эксперта для того, что бы составить отчет об оценке поврежденного автомобиля. Если Вы будете взыскивать по факту понесенных расходов на основании предъявленных чеков, то это может значительно затянуть процесс, поскольку ответчик может заявить ходатайство о назначении экспертизы на предмет целесообразности замены конкретной детали, разумности цены и т.д.

После того как у Вас будет на руках весь пакет документов, можно подавать иск в суд. Законом не установлен обязательный досудебный порядок по урегулированию споров по данной категории дел, поэтому направление досудебной претензии в данном случае необязательно и, как показывает практика, не способствует разрешению проблемы.

Иск подается по общим правилам, предусмотренным законодательством по месту нахождения ответчика. При этом, местом нахождения ответчика юридического лица считается его юридический адрес. Уточнить юридический адрес можно воспользовавшись бесплатным сервисом ЕРГЮЛ в Интернете. При цене иска до 50 000 руб. иск следует предъявлять в мировой суд, при цене больше 50 000 руб. - в районный.

Пожалуй, одним из самых затруднительных моментов в данной категории дел является определения соотношения виновности водителя и дорожной организации.
Согласно п. 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения

То есть, дорожная служба может, ссылаясь на этот пункт, заявить, что их вина в произошедшем есть, но так же усматривается и вина водителя, поскольку он не заметил яму или отсутствие знака, хотя должен был. Особенно такой довод актуален, когда имеет место быть столкновение двух автомобилей.

При таком раскладе событий суд назначает автотехническую экспертизу, по результатам которой определяется процентное соотношение виновности водителя и дорожной службы. Например, если экспертиза установит, что в произошедшем происшествии вина водителя составляет 30%, а дорожной службы 70%, то в пользу водителя будет взыскано только 70% от заявленной суммы.

Более подробную информацию о технических требованиях, предъявляемых к обслуживанию дорог и установки знаков дорожного движения можно узнать, ознакомившись с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.